Доклад о работе в спортивной психологии

Моя работа в спортивной психологии началась с того, что меня пригласили на общественных началах помочь в подготовке к соревнованиям сборной Гродненской области по стрельбе из лука.

Основная цель первого периода работы: приучить спортсменов работать с психологом.

Задача на данном этапе заключалась в том, чтобы снизить стрессовое состояние стрелка во время соревнований и обеспечить психологическое восстановление перед следующим днем (возраст юных стрелков был от 12 до 15 лет).

Для решения этой задачи, я использовала такие методы, как: психологическую поддержку во время самих соревнований, а также создание положительной атмосферы в группе. После соревнований, для восстановления спортсменов, мной были использованы такие методы, как рисуночная и музыкальная терапии, лепка из пластилина, а также психологические игры.

В результате спортсмены показали свои лучшие результаты, впервые получили удовольствие от своей работы на соревнованиях, т.к. научились справляться со стрессом.

Задачей следующего этапа, было улучшить индивидуальную работу со спортсменами. Поэтому основным направлением данного этапа была диагностика спортсменов и тренера. Исследовались: эмоционально-волевая, познавательная и личностная сферы.

Затем проводились беседы с тренером для выяснения специфики данного вида спорта, мной изучался весь процесс стрельбы из лука (мне удалось побывать и в роли стрелка, и в роли тренера), все это способствовало созданию полной картины стрельбы из лука.

И только после того, как была выяснена специфика стрельбы, определена та сфера психологического состояния спортсмена, которая играет важную роль в стрельбе из лука, мной давалась консультация тренеру, как ему улучшить взаимоотношения со стрелком. Затем совместно с тренером разрабатывались специальные психологические упражнения, способствующие развитию тех или иных качеств стрелка.

Третьим, наиболее важным и сложным этапом, была работа спортсменов над собой. Особенность этого этапа заключается в том, что спортсмен уже созрел для того, чтобы начать работу над собой. В качестве метода работы над собой, мы выбрали метод самосовершенствования по Фалунь Дафа.

Этот метод основан на лучших древних традициях Китая. В него входит работа над собой по принципам ИСТИНА, ДОБРОТА, ТЕРПЕНИЕ и комплекс энергетических упражнений. В течение года спортсмены находились под моим наблюдением (проводилось исследование эмоционально-волевой, познавательной и личностной сферы). Исследование проводилось на начальном этапе занятий и спустя год.

По результатам исследования было выявлено, что уровень невротизма снизился в три раза, снизилась и агрессивность, и враждебность по отношению к окружающим людям, повысилась внимательность. Дети стали спокойнее, стрессоустойчивее и дружелюбнее по отношению к окружающим их людям.

Стрелки стали быстрее и легче усваивать материал, что положительно отразилось на их результатах. За два года (вместо положенных пяти) ребята выполнили мастеров спорта, и девочка, которая занималась стрельбой из лука всего девять месяцев — выполнила КМС.

Из вышеизложенного видно, что работа в спорте требует изучения специфики выбранного вида спорта. Необходимо также постепенно приучить спортсменов к тому, что в команде есть психолог, научить их работать с ним. Обязательно сотрудничать с тренером, чаще всего именно тренер и бывает посредником между психологом и спортсменами.

С помощью психолога тренер может не только выработать индивидуальный подход к каждому спортсмену, но разработать специальные упражнения, способствующие более глубокому развитию тех или иных качеств у спортсмена.

И самое важное — это работа над собой, над своими ошибками и недостатками не только спортсмена, но и самого тренера. Именно такая работа и способствует быстрому личностному росту и конечно же росту результатов.
© Спортивный психолог Буча Е.А.